paul_egorov (paul_egorov) wrote,
paul_egorov
paul_egorov

Categories:

Переславль-Залесский и Ростов Великий. Часть 3.

К Ростову Великому подъезжали в седьмом часу вечера. Первым делом увидели Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Впервые я побывал в монастыре в 1990-м, тогда его только начинали приводить в порядок.



Крайняя левая церковь на фотографии - Преображения Господня (Спас-на-Песках) в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого (Княгинина) монастыря, основанного еще в XIII веке женой ростовского князя Василько - княгиней Марией - единственной известной в русской истории женщиной-летописцем.
Монастырь упразднен в XVIII веке, а храмы переданы соседнему Яковлевскому монастырю, после чего тот стал именоваться Спасо-Яковлевским. Но не приносящие дохода храмы постепенно уничтожались. Случайно сохранился лишь главный храм монастыря.
Яковлевский монастырь основан ростовским епископом Иаковом в конце XIV в. и первоначально назывался Зачатьевским. После обретения мощей Димитрия Ростовского к названию прибавилось "Димитриевский". Закрыт в 1928 г., на территории располагались детский сад, склады, жилые помещения. В 1991 г. возвращён верующим.

















Церковь Димитрия, митрополита Ростовского.
Каменная церковь в стиле классицизма, построенная в 1795-1801 гг. на средства графа Н. П. Шереметьева (предположительно московским архитектором Е. Назаровым), изначально готовилась для мощей Димитрия Ростовского. Однако, перенос мощей из Зачатьевского собора не состоялся. Церковь пятиглавая, бесстолпная, в трапезной два тёплых придела: Никольский и Димитрия Солунского.











Собор Анны праведной Зачатия и церковь Иакова, епископа Ростовского
В 1725 г. к единственной церкви обители - Троицкому собору - с северной стороны был присоединен придел, который, в память первосозданного святым Иаковом храма, был освящен в честь Зачатия Св. Анны. Через два десятилетия, в 1754 г., по распоряжению ростовского митрополита Арсения, Троицкая церковь была переименована в Зачатиевскую, а новоустроенный придел получил имя Иакова Ростовского. Таким образом, главному монастырскому храму было возвращено его первоначальное наименование, а придельный храм посвящался основателю монастыря.
В последней четверти XVIII – начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. В юго-восточном углу стоял старый монастырский Троицкий собор, теперь церковь Зачатия св. Анны с теплым приделом Иакова Ростовского, построенная в XVII в.
В 1824 г., при архимандрите Иннокентии, Яковлевский придел Зачатиевского храма был разобран, а на его месте основан новый просторный храм для зимних богослужений. На его устроение графиня А.А. Орлова-Чесменская пожертвовала 75 тысяч рублей. В 1836 г. церковь была освящена в честь основателя Зачатиевского монастыря Ростовского епископа Иакова.









Из монастыря поехали в центр города - в Архиерейский (митрополичий) двор, которые обычно называют Ростовским Кремлем.
Митрополичий двор, выстроенный в центре города, на берегу озера Неро, являвшийся в своё время резиденцией митрополитов Ростовских. Окружён он стенами с башнями, которые и придают ему видимость укреплённого кремля. Однако, эти стены не были рассчитаны на серьёзную оборону и играли в те годы, скорее всего, декоративную роль. Построен был митрополичий двор при митрополите Ионе Сысоевиче в 1670-1683 гг. Сейчас это музей-заповедник "Ростовский кремль".
Был уже 8-ой час вечера и вход был закрыт, так что пришлось ограничиться только наружным фотографированием стен и башен и видимых за ними храмов.
Церковь Иоанна Богослова, пожалуй, самое совершенное произведение мастеров, возводивших митрополичью резиденцию. Церковь как-бы вся устремлена вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия.









К бывшему двору митрополита вплотную примыкает соборная площадь, на которой находятся Успенский собор и звонница. Площадь эта с трёх сторон окружена собственной оградой, а с четвёртой стороны её ограничивает северная стена митрополичьего двора. Попасть на соборную площадь можно как с городской территории через Святые ворота в её ограде, так и из музея-заповедника по переходу, который устроен в нижнем ярусе надвратной церкви Воскресения, построенной около 1670 года.







Ныне существующее здание Успенского собора было возведено в центре города в начале XVI века, в 1508-1512 гг., то есть задолго до начала постройки митрополичьего двора. До этого, на этом месте, сменили друг друга четыре храма, первый из которых, бревенчатый, был заложен ещё в 991 году, при святом князе Владимире. Стены собора сложены из кирпича, а его цоколь собран из белокаменных блоков. Фундамент углублён в землю на пять метров. Высота собора с крестом достигает шестидесяти метров. До 1786 года (времени перевода ростовской епархии в Ярославль) собор был усыпальницей ростовских князей и архиереев. Звонница построена гораздо позднее собора, при митрополите Ионе. По его замыслу около 1682 года было построено основное её здание. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой" в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Считается, кстати, что колокола отливали здесь же, на территории митрополичьего двора, для этого специально был вырыт пруд.











При архиерейском дворе (с юга, со стороны озера) существовал небольшой монастырь строгого устава (не случайно он назывался "Григорьевский затвор"), там читали по-гречески, совершенствовались в классической учености, изучали святоотеческие творения в подлиннике. Не случайно святитель Стефан становится монахом Григорьевского затвора.
Церковь Григория Богослова (1680-е гг.) - церковь приписного, то есть целиком зависимого от митрополита бывшего Григорьевского монастыря. На первый взгляд, Григорьевская церковь своим многоскатным завершением и пятиглавием близка другим кремлевским церквам. Но у нее мы не находим ни аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников.



Напротив Успенского собора с востока возвышается церковь Спаса на Торгу, или Спас Ружная. Она "вписана" в план Гостиного двора и называется так потому, что находилась среди торговых рядов, многие годы не имела прихожан, а источником её существования была "руга" - особый сбор, пожертвования. Впервые была построена из дерева в 1206 г. или в 1216 г. Во время польско-литовского нашествия разграблена и сожжена до основания. Около 40 лет это место пустовало. В 1654 году в июле в Ростове началась "моровая язва", такая сильная, что много людей умирало, и живые не успевали хоронить мёртвых. Не зная, как бороться с эпидемией, ростовцы на денежные сборы построили на этом месте деревянный храм, в сильный пожар 1671 года опять сгоревший до основания.
Дошедшая до нашего времени церковь Спаса на Торгу построена на этом же месте на средства горожан в 1685-1690 годах, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Легко заметить сходство этого памятника с ионинскими храмами Ростовского кремля. Он бесстолпный, на подклете, главный куб, перекрытый сомкнутым сводом, увенчан пятиглавием. Сейчас восстановлено первоначальное покрытие храма. В декоративном оформлении фасадов видны те же мотивы, что и на памятниках кремля, - аркатурный пояс такого же рисунка, наличники из тёсанного камня, ширинки и другое. Несмотря на то, что памятник утратил многое: разобрана колокольня, закрашены фрески - он удачно гармонирует с архитектурой кремлёвского ансамбля, дополняет её. Правило, которого придерживались в прошлом - строить церковь на месте разрушившейся - позволяет довольно точно установить, где был 750 лет назад центр Ростова.
В последние годы 20 века храм использовался под городскую библиотеку. В результате обветшал с наружи и опустел внутри. Недавно церковь стала использоваться под воскресную школу для маленьких детей.







Церковь Бориса и Глеба.
Первый домовый каменный княжеский храм на этом месте был сооружен в 1214-1218 гг. князем Константином Всеволодовичем из плинфы. Заменен новым каменным в 1287 г. В XV в. пришёл в запустение, позже обрушился и в 1630-х гг. засыпан крепостным валом. Ныне существующая небольшая кирпичная однопрестольная церковь сооружена в 1761 г. на его стенах. Редкий для Ростова памятник зрелого барокко. Базиликальный храм с небольшим восьмериком над восточной частью и колокольней со шпилем над западной. Закрыта в 1928 г., венчания сломаны. Была занята производством, в настоящее время пустует.



Недалеко от Кремля расположены собор Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском Ростовском монастыре (на фотографии слева) и церковь Николая Чудотворца на Подозерье (справа).
Рождественский Ростовский женский монастырь основан архиепископом Ростовским Феодором, племянником Сергия Радонежского, в период 1390-1395 гг. В 1725 г. упразднён, но в 1731 г. восстановлен. Каменная ограда выстроена в 1784 г., келейные корпуса в основном конца XVIII - 1-й половины XIX в. Закрыт в 1926 г., постройки заняты под жильё. Восстановлен на части старой территории в 1997 г.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - кирпичный собор на высоком подклете, датируемый в 1680-ми гг. Построен попечением игуменьи Наталии (Тяпкиной). Бесстолпный одноглавый трёхапсидный четверик с обширной одностолпной трапезной и отдельным одноглавым объёмом северного Космодамианского (с 1772 г. - Троицкого) придела. В 1817 г. вместо старой шатровой колокольни построена новая в стиле классицизма. В подклете позже устроен тёплый храм Алексия, человека Божия, (в период 1700-1743 гг.) с приделом Димитрия Ростовского (1794 г.). Закрыт в 1926 г., передан музею, позже до 1989 г. занят городским архивом. В 1960-х гг. при реставрации восстановлено позакомарное завершение фасадов и разобрана колокольня. В 1990-х гг. в сложном техническом состоянии передан верующим
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье - каменная двухпрестольная церковь, построена на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма - двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. Придел Скорбященский. В 1930-х гг. закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 гг. возвращена верующим, восстановлена в прежних формах.



Из Кремля отправились в Богоявленский Авраамиев монастырь (кстати, это первый монастырь за всю поездку, где я до этого не бывал), но об этом в следующий раз.

Снято: Canon EOS 5d markII, объективы: Canon EF 17-40/4.0L, Canon EF 24-105/4.0L, Canon EF 70-200/4.0L, поляризационный фильтр.
Больше фотографий на моей домашней страничке (в виде флеш-фотоальбома с возможностью слайдшоу).
Tags: Ростов Великий, архитектура, монастырь, поездки, фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Продэкспо'2021. Часть 2.

    Третий день выставки (репортаж о первом дне выставки смотрите здесь...). Количество посетителей значительно прибавилось, у входа в…

  • Продэкспо'2021. Часть 1.

    В Москве, в ЦВК "Экспоцентр", с 12 по 16 апреля проходила выставка продуктов питания и напитков "Продэкспо" (уже 28-я по счету).…

  • "Dargett" в "In pivo veritas".

    На месте завода ЗИЛ (Завод имени Лихачева), побывавшего до этого ЗИСом (им. Сталина), 1-ым ГАЗом и АМО (Автомобильное московское общество) теперь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments