Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Отрожке.
Самая удаленная от центра Воронежа церковь в Отрожке была последней в городе и его окрестных селениях, строительство которой было начато в дореволюционные годы. Отрожка - другие ее названия Рожки, Атрошки, Отрожки, Трегубово - возникла на левом берегу реки Воронеж в XVII веке и относилась к владениям Алексеевского Акатова монастыря. Вплоть до начала XX века это была деревня, то есть крупный населенный пункт, не имевший собственного храма. С конца 1860-х годов, когда в Воронеж пришла железная дорога, на левом берегу близ деревни появилась узловая станция Раздельная, потом ставшая тоже Отрожкой. Строительство церкви в Отрожке началось в 1903 году. Чертежи храма выполнил местный архитектор Вячеслав Иванович Гайн. Временем окончания сооружения Казанского храма указывается 1911 год. Казанская церковь в современном Воронеже может служить наиболее яркой иллюстрацией псевдорусского стиля. Краснокирпичное здание с многоцветием деталей фасада, увенчанное невысоким куполом и четырьмя декоративными главками, смотрится на фоне окружающей ее безликой архитектуры как теремок из русской сказки.
Казанская же церковь продолжала службу до 1936 года. Здание осталось никем не занятым, оно довольно сильно пострадало во время войны. Облисполком 12 октября 1946 года принял решение о разрешении богослужений в Казанской церкви. Так на долгие сорок с лишним лет в Воронеже стали действовать три церкви: Казанская, Покровская и Никольская.
Справа видна часовня Андрея Первозванного.
В 90-е годы были построены крестильный храм Серафима Саровского и часовня Андрея Первозванного.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке.
Район левобережья реки Воронеж напротив Успенской Адмиралтейской церкви воронежцы называют "Монастырщенкой". В прошлом здесь была слобода Монастырщенка. Расположенная здесь деревня Клементьевка принадлежала Успенскому монастырю. С упразднением в 1700 г., в разгар кораблестроения, Успенской обители, деревня отошла к Алексеевскому Акатову монастырю. В 1840-е гг. жители слободы решили ставить церковь. В 1848 г. собрали достаточную сумму и церковь была возведена. В 1930 г. Монастырщенка вошла в черту г. Воронежа. Это побудило местные власти закрыть Успенскую церковь и в 1939 г. она была закрыта. В военное время, в 1942 г., в Успенском храме разместили сухарный завод. После войны здание еще несколько раз меняло своих владельцев. Всякий раз они проводили работы по приспособлению храма к своим нуждам, при этом были снесены верхние ярусы колокольни. В июле 1989 года церковь была передана верующим и 26 сентября 1989 г., состоялась первая служба.Работы по восстановлению храма были закончены в 1994 г. В 1993 г. при Успенском храме, в специально построенном на его подворье комплексе зданий, по благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия открылось духовное училище, которое затем было преобразовано в духовную семинарию.
При храме действуют две часовни - памятная и водосвятная построенные в 90-е годы.
Церковь Митрофана, епископа Воронежского на Митрофаниевском источнике.
Строительство храма около источника святителя Митрофана Воронежского начато осенью 1998 года. Храмовый комплекс имеет форму каре, в центре которого – вместительный открытый двор, окруженный галереями и церковными постройками в стиле подражания петровскому барокко (проект архитектора А. Г. Федорца). Комплекс четырехкупольный: центральный купол над храмом, два купола на боковых башнях и один – над колокольней. Одноярусная колокольня расположена над входом. Высота храма – 32 м, высота колокольни – 16 м. На этом месте прежде находился Митрофановский Благовещенский монастырь (до 1940-х гг.).
Церковь Спаса Нерукотворного Образа.
Первое упоминание о находящейся в "воронежском кремле" (крепости) церкви относится к 1676 году. С 1741 года начинается история каменного здания. Придел во имя святого Николая Чудотворца был освящен 11 ноября 1750 года. Основной же храм во имя нерукотворного Спаса был завершен пять лет спустя, к 1755 году. В XIX веке Спасской церкви пришлось претерпеть немало перестроек. В 1841 году была расширена трапезная с алтарями, переделаны ее своды. В 1851 году вместо "низкого, темного и непоместительного" выстроен новый главный алтарь. Местный архитектор Егор Харитонович Гиацинтов предложил возвести заново четырехъярусную колокольню и вынести приделы из трапезной к главному алтарю. Работы по этому плану были осуществлены в 1857-1859 годах, хотя и не полностью: колокольня по сравнению с первоначальным замыслом была снижена и в натуре оказалась двухъярусной.
В начале 1930-х годов храм у верующих отобрали, общину разогнали. Здание передали госархиву под хранилище документов. Архив владеет им не единолично, а делит с типографией Управления внутренних дел. В результате "владения" колокольня и купол оказались усеченными, вся церковь из-за этого выглядит придавленной к земле. В конце 1993 года Спасскую церковь решено было возвратить епархии.
Церковь Входа Господня в Иерусалим (церковь Илии Пророка).
Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви, в тот момент уже считавшейся ветхой, относится к 1642 году. В 1642-1645 годах она была перестроена воеводой М. А. Вельяминовым на собственные средства и переименована в Троицкую с приделом во имя святого Ильи-пророка. К концу XVII века Троицкая на посаде церковь становится известной под именем Входоиерусалимской; дата смены небесного покровителя не установлена. Во время пожара 1748 года деревянная церковь сгорела. Четыре года спустя ее построили вновь из леса разобранной Покровской церкви (ту переделывали в тот момент в каменную). Простояла такая церковь недолго, всего полтора десятилетия. В 1767 году началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 года епископ Тихон II освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 года. Еще один придельный алтарь в трапезной - в честь мученика Антипы - устроен в 1810-1812 годах.
В начале 1930-х годов церковь была закрыта, известно, что уже в 1934 году там находился архив. В конце 1993 года областная администрация приняла принципиальное решение о возвращении епархии Ильинской церкви.
По материалам: Александр Акиньшин, "Храмы Воронежа".
Снято: Canon EOS 5d markII, объектив Canon EF 24-105/4.0L, поляризационный фильтр.
Больше фотографий на моей домашней страничке (в виде флеш-фотоальбома с возможностью слайд-шоу).