Саботаж (Sabotage). 1936 г.
Не только в кинематографе СССР "враги народа" устраивали диверсии на фабриках и заводах, в Англии, перед второй мировой, эта тема была тоже в фаворе. И конечно Хичкок не мог обойти ее вниманием. Его взгляд на эту проблему - чрезвычайно наивный и не имеющий ничего общего с реальным положением дел, но снято как всегда мастерски, саспенс правит бал (особенно в сцене когда мальчик везет в трамвае сверток, в котором бомба). Ну и в отличие от фильмов СССР, где прибивший саботажника сразу становится героем, здесь это несколько не так, все таки законность и все такое... Ну и без романтической линии между полицейским и подозреваемой тоже не обошлось... В финале хеппи-энд...
Молодой и невинный (Young and Innocent). 1937 г.
Сюжет этого фильма повторен во множестве других картин - несправедливо обвиненный главный герой сбегает от полиции и пытается найти доказательства своей невиновности. За ним активно охотится положительный, но заблуждающийся страж закона, но на помощь ему приходит героиня и между ними вспыхивает любовь. В финале все разрешается, зло наказано и героев ждет долгая счастливая жизнь...
Подозрение (Suspicion). 1941 г.
Когда смотришь старые голливудские картины почему-то всегда вспоминается название одной книги "Почему женщина не человек?". Очевидно потому, что в этих фильмах женщина - это именно и только женщина и все ее слова и действия определяются исключительно женским естеством. Женщина в этих фильмах - не человек, она именно женщина. Так и в этой картине - главная героиня (в исполнении Джоан Фонтейн) услышав что ее уже называют старой девой тут же влюбляется и скоропалительно выходит за муж за весьма легкомысленного человека (его играет Кэри Грант) не желающего работать и живущего в долг. А дальше начинаются те сами "подозрения" которыми и назван фильм, подозрения а на что пойдет главный герой чтобы оплатить долги. И судя по всему идет он очень далеко, так что женушка уже серьезно боится за свою жизнь. В финале муж должен был отравить жену ядом в молоке (сцена в которой Грант несет женушке стакан молока вошла в анналы кинематографа), но студии не понравилось, что любимец публики окажется злодеем и финал переиграли, все "подозрения" оказались напрасными...
Спасательная шлюпка (Lifeboat). 1944 г.
Психологическая драма, действие которой происходит в шлюпке, с оставшимися в живых пассажирами и членами команды торпедированного немецкой подводной лодкой корабля. Не плохо сыграно, характеры раскрыты, смотреть интересно, хотя весь фильм состоит в основном из разговоров. Главная интрига в подобранном немецком моряке (подлодка тоже была потоплена), но на мой взгляд интрига чересчур надутая (даже фокус с топором под компасом в "Пятнадцатилетнем капитане" выглядит правдоподобней)...
Фриц Ланг.
Ярость (Fury). 1936 г.
Герой (в исполнении Спенсера Трэйси) по смехотворным уликам задерживается полицией, новость о пойманном преступнике быстро распространяется по городу, будоража умы. И вот уже весь город отправляется линчевать предполагаемого злодея, сжигая вместе с ним всю тюрьму. Фильм - отличный пример едкой сатиры на американское общество - отлично показано безумство толпы, лицемерие политиков и как слухи делают из мухи слона... Но герой выжил и решил наказать весь город. И ему удалось - на скамье подсудимых главные участники погрома и присяжные уже вынесли им обвинительный приговор, к счастью для них, невеста уговорила героя не доводить дело до казни...
Живем один раз (You Only Live Once). 1937 г.
Еще один остросоциальный фильм Ланга. О бывшем преступнике, решившим завязать, но как это сделать, если отношение общества к тебе именно как к преступнику? Кто тебя такого возьмет на работу? Кто сдаст квартиру? А если где происходит преступление, то вот ты уже в числе главных подозреваемых... Невеста предлагает сдаться, ты веришь ей, но приговор - смертная казнь... Удается бежать и уже доказана твоя невиновность, но веры никому уже нет и это приводит к трагедии... В главной роли Генри Фонда.
Виктор Флеминг. Отважные капитаны (Captains Courageous). 1937 г.
Отличный детский фильм сюжетом схожий с твеновским "Принцем и нищим". Зазнавшийся и зажравшийся сынок миллионера волею случая попадает на рыболовное судно, где его быстренько перевоспитывают (хоть дело происходит и в Америке, но мысль классиков марксизма, что труд превратил обезьяну в человека, находит в этой картине полное подтверждение). И вот уже старший напарник по рыбной ловле (в исполнении Спенсера Трэйси) тебе дороже родного отца. Здесь, по-моему, авторы немного перегнули палку, но в финале отец и сын все таки нашли между собой взаимопонимание... Большая часть фильма снималась на натуре, в море, на парусном судне и смотрится все это живо и с настоящей романтикой.
Лоуренс Оливье. Король Генрих V (The Chronicle History of King Henry the Fift with His Battell Fought at Agincourt in France). 1944 г.
Масштабная постановка шекспировской драмы, в главной роли сам Лоуренс Оливье. Все действо подается как спектакль разыгрываемый на подмостках "Глобуса", такой подход позволил явно много сэкономить на массовке и реквизите, подавая все не как отражение реальности, а как условное сценическое действо. Хотя фильм от этого совсем не пострадал. Игра актеров тоже театральная, но позволяющая по настоящему раскрыть характеры. Фильм цветной и впечатляет картинкой, хотя декорации нарочито театральные. Постановка классическая, последнее время так уже не снимают...
Ховард Хоукс. Большой сон (The Big Sleep). 1946 г.
Классический фильм-нуар с классическим актером этого жанра - Хамфри Богартом. Сюжет очень запутан (а из-за того, что фильм частично пересняли, распутать некоторые узлы логически просто не возможно), однако действие спасает быстрое развитие событий - так что не заскучаешь - труппы множатся, загадки загадываются, а разгадки разгадываются. Отличные диалоги (хотя возможно, в оригинале они были еще лучше), да и атмосфера - то что надо! Стильное кинцо, ничего не скажешь...
Билли Уайлдер. Туз в рукаве (Ace in the Hole). 1951 г.
Отличная сатира на американскую журналистику. Как создать сенсацию, как сделать на ней деньги и славу. Уволенный журналист (в исполнении Кирка Дугласа) устраивается в газетку где-то в глухомани и ждет нужного случая. И вот случай настал - человека завалило в шахте и организуется операция по его спасению. Причем спасать начинают самым долгим и не эффективным методом - но главное эффектным! Радио, телевиденье, газеты - все полны репортажами о спасении несчастного - самое время кому-то подзаработать деньжат, а кому и славы... Ну и несколько перестарались - спасали так долго и эффектно, что потерпевший просто не дожил до спасения...
Роберт Олдрич. Апач (Apache). 1954 г.
Хороший индеец - белый индеец! В этот раз, в главной роли краснокожего - Берт Ланкастер! Правительство штатов взялось за "окончательное решение индейского вопроса" - женщин с детьми и стариков оставили в резервации, молодежь отправили подальше от родины, на поезде, во Флориду (тогда это очевидно еще не было райским местом). Главный герой бежит и возвращается через всю Америку назад, в прерии. По пути видит много интересного (в том числе, что индейцы могут стать и фермерами). Идея заняться и самому сельским хозяйством рождается в его голове, но обстоятельства толкают его к вооруженному противостоянию с белыми. Правда в финале все решают, что травоядный индеец лучше кровожадного и мотыга в руках краснокожего органичней томагавка...
Иисус Франко. Ужасный доктор Орлоф (Gritos en la noche). 1962 г.
Фильм принесший известность режиссеру, прославившемуся позже десятками эксплуатационных фильмов категории "Б". Классический такой ужастик - полусумасшедший доктор хочет вылечить свою сестру от уродства, для этого снимает кожу с похищаемых им женщин. Жена полицейского занимающегося этим делом, берет в свои руки расследование, предлагая себя в качестве наживки. По тем временам фильм очевидно выглядел крепким середнячком, если после него к Франко пришла известность. Хотя все выглядит довольно слабо - игра актеров особенно, сюжет заезженный, постановка примитивная. Но самое ужасное - что выше этого уровня режиссер так и не смог подняться...
Сидни Люмет. Ростовщик (The Pawnbroker). 1964 г.
Фильм о еврее, пережившим концлагерь (но потерявшем в нем родных) и полностью очерствевшем своей душой. Его слова полны цинизма, он работает в ломбарде, скупая у обнищавших жителей Гарлема всякий хлам за бесценок. Хотя основной доход он получает от финансовых махинаций с местным мафиози. Но когда он узнает, что деньги идут из доходов от проституции, то перед его лицом встает изнасилованная нацистами жена, что-то в нем просыпается и он не желает больше сотрудничать с мафиози. Пуля предназначенная ему, достается его помощнику, пуэрториканцу, боготворившего своего начальника за умение вести бизнес... Так что фильм - драма во всей своей драматической красе... В главной роли - Род Стайгер.