Category:

Весеннее кинцо.

Давненько не писал никаких кинообзоров, хотя за апрель-май посмотрел не мало фильмов, так что отчет вышел весьма объемный.

Фрэнк Капра. Потерянный горизонт (Lost Horizon). 1937 г.
Увлечение западным кинематографом Шаолинем, Тибетом, Буддизмом и прочей восточной экзотикой началось гораздо позже, а у Капры все еще главенствует идея Киплинга о "бремени белого человека", то что только WASP (белый, англо-саксонский протестант) достоин внимания (даже если речь идет о мифической Шангри-Ла). По сюжету англичане, бегущие из воюющего Китая, попадают в загадочную Шангри-Ла, которую основал ни какой-то там буддистский, а самых настоящий бельгийский монах (коих в Гималаях видно как снега), о буддизме нет ни слова, наоборот, упоминается только о христианских ценностях. Смотрел реставрированную копию, удалось заново восстановить почти весь фильм (более двух часов), кроме 7 минут изображения (которое заменено стоп-кадрами). Начало весьма увлекательное, в середине начинается философствования, но весьма наивные. Ну и несколько пафосный конец. Сыграно хорошо, но чисто по голливудски - женщины истерят, у молодежи кровь бурлит, а азиаты представляют собой некую аморфную массу, что-то типа насекомых. Хотя в целом с большим интересом смотрится даже сейчас.

Эрнст Любич. Ниночка (Ninotchka). 1939 г.
Забавная комедия о "красных" в Париже. Советские торговые представители во главе с комиссаром Ниночкой продают драгоценности буржуазии, чтобы прокормить страну победившего пролетариата. Как ни странно - отнюдь не развесистая клюква, хотя конечно реалии СССР несколько отличались от показанного в фильме. Главную роль отлично сыграла Грета Гарбо (хотя в этой роли не менее органично смотрелась бы Любовь Орлова из "Весны"). Во второстепенной роли (главного комиссара) сыграл "главный Дракула" Бела Лугоши, но я его с ходу и не признал. Все чисто по американски - буржуазные ценности возносятся до небес, хотя местами проскальзывает и некоторое уважение к отдельным ценностям большевиков. В целом снято вполне остроумно и мило. Ну и конечно главенствует любовная линия, а идеи свободного предпринимательства торжествуют над идеями общественно-полезного труда...

Орсон Уэллс.
Великолепие Амберсонов (The Magnificent Ambersons). 1942 г.
Фильм из серии "богатые тоже плачут". Семья Амберсонов благоденствует, но приходит новый век, совсем не похожий на предыдущий... Прекрасно поставлено и снято, очень стильно, ну а сюжет... сейчас думаю эта история мало кого заденет. Актерская игра хороша, хотя имена актеров сейчас мало что скажут (это тогда они были звездами, а сейчас их всех забыли). Снято с юмором, так что в общем смотреть не скучно.
Чужестранец (The Stranger). 1946 г.
Чистая и незамутненная голливудская картина. Сплошные штампы и условности. То что происходит на экране мало соотносится с действительной жизнью (хотя тема - поиск нацистских преступников). Но все это снято очень профессионально, так что смотрится с интересом. Хорошая актерская игра, в роли главного злодея сам Уэллс и как актер он ни чуть ни хуже чем режиссер, хотя в этой картине он просто сыграл хорошо, без особого блеска.
Леди из Шанхая (The Lady from Shanghai). 1947 г.
Круто закрученная детективная история, роковая красавица в исполнении Риты Хэйворт, сам Орсон Уэллс - в главной роли простого матроса (и здесь он играет просто превосходно), которому сделано весьма странное, но денежное предложение, ведущее его в ловушку. Отлично поставлено, действительно интересный сюжет (хотя по голливудски весьма условен и не жизненен). Ну и традиционный хеппи-энд, куда уже без него в те времена...

Синья Цукамото.
Прекрасный аналоговый мир (Denchu Kozo no boken). 1987 г.
Фильм про мальчика у которого на спине растет электрический столб (уже смешно?). Но фильм не смешной, это снятая за копейки футуристическая фантастика, но отдельные спецэффекты заслуживают настоящего уважения. Да и фантазии автору не занимать. Посмотреть стоит, просто потому, что самому такое в голову ни за что не придет (если только не обкуриться какого-нибудь зелья).
Тэцуо, железный человек (Tetsuo). 1989 г.
Следующая картина Цукамото, уже тянущая на полнометражный фильм (идет чуть более часа) чем-то пересекается с предыдущей, рассказывает о человеке превратившегося в груду металолома. Это уже вполне серьезная  и впечатляющая работа. Спецэффекты, явно снятые за копейки, но в Голливуде на такое же потратили бы миллион. Фильм ошеломляющий и в общем омерзительный, отдельные сцены потрясают больной фантазией автора. К просмотру рекомендуется, надо же знать что бывает и такое кино...

Джон Карпентер.
Князь тьмы (Prince of Darkness). 1987 г.
Помнится смотрел это фильм очень давно, тогда он произвел сильное впечатление - Карпентер большой мастер снимать впечатляющие ужастики за очень небольшие деньги. Конечно сейчас он и смотрится как дешевый ужастик, но который возвышается над другими подобными фильмами как гора именно за счет довольно мастерской работы Карпентера. Сюжет фантастически-мистический - некий артефакт с заключенным в него Сатаной, зомбирование слабых душ, в общем все то, что и снимают в подобных фильмах. 
В пасти безумия (In the Mouth of Madness). 1995 г.
Этот фильм, вместе с предыдущим и "Нечто" составляют так называемую "трилогию апокалипсиса". Сюжет и идея фильма по своему оригинальны - как книги с описанием ужасов за счет своей популярности постепенно превращают нашу действительность в то, что в них написано (то есть в ад). Среди актеров много известных имен, как метров - Чарлтон Хестон, Юрген Прохнов, так и начинающих - 14-ти летний Хейден Кристенсен. В главной роли отлично отметился Сэм Нил. Бюджет, как обычно, весьма небольшой, но зрелище вполне впечатляющее, атмосфера нагнетается просто превосходно.

Оливье Маршаль.
Набережная Орфевр, 36 (36 Quai des Orfevres). 2004 г.
Крепкая полицейская драма о противостоянии двух комиссаров полиции, которых превосходно сыграли Даниель Отой и Жерар Депардье. Снято жестко и местами явно правдиво. Сцены ограблений и перестрелки впечатляют. Методы действия полицейских особого уважения не вызывают, хотя симпатии на стороне героя Отоя. Смотрится с интересом, героям действительно переживаешь.
Неприкасаемые (Les Lyonnais). 2011 г.
А в этом фильме главные герои - бандиты. Правда "правды" в нем куда меньше, особенно в эпизодах нашего времени, благородству поступков грабителей и убийц как то не особенно веришь. Сюжет хорошо закручен, и в общем захватывает. Хорошо сыграл главного героя Жерар Ланвен, да и в других ролях провалов нет. Конечно фильм несколько фальшивый, хотя подается как история снятая по реальным событиям, но снято и поставлено очень крепко.

Ким Чжи Ун. Горечь и сладость (Dalkomhan insaeng). 2005 г.
Еще одна впечатляющая работа Ким Джи Уна. Проливать кетчуп-кровушку он умеет не хуже Тарантино. А в этом фильме еще испытываешь гордость за продукцию отечественных оружейников, "Стечкин" показал себя с наилучшей стороны! В центре сюжета "вышибала" совершившего в общем доброе дело, но с точки зрения босса проступок заслуживающий смерти. Но убить героя дело трудоемкое, а ему так хочется взять шефа за грудки и спросить - "за что ты так со мной?".

Мишель Хазанавичус.
Агент 117 (OSS 117: Le Caire, nid d'espions). 2006 г.
Книга об агенте117 написана раньше чем про 007, но экранизирована позже, так что это пародия на Джеймса Бонда (хотя сама киносага про 007 - это пародия на шпионские фильмы). Но французы горазды снимать пародии на пародии (вспомним "Фантомаса"). Сюжет о том, как 117 отправляется в Каир наводить там порядок. И в общем наводит. Это один из самых неполиткоррекных фильмов что сняли в последнее время, шуточки и остроты все время крутятся вокруг национальных особенностей персонажей. Особенно досталось мусульманам (и не побоялись ведь!). Фильм действительно смешной, по французски стильный. В главной роли блистает Жан Дюжарден, да и на вторых ролях не подкачали.
Агент 117: Миссия в Рио (OSS 117: Rio ne repond plus). 2009 г.
Вторая часть не менее феерична, чем первая, но поскольку ничего нового в ней нет, то смотрится несколько скучнее. Заменим Каир на Рио-де-Жанейро, а шутки про мусульман на шутки про евреев и добавим все того же неотразимого Дюжардена. Хотя провести в смехе полтора часа у телевизора вполне получится.
Артист (The Artist). 2011 г.
Черно-белый и немой! фильм. Этакая ностальгия по кинематографу 20-х. Но поставлена уже в стилистике нашего века. Очень смешно обыграны моменты, где звук как бы "прорывается" в закадровую жизнь немого кино. Отличные актерские работы - блистает Жан Дюжарден, прекрасна Беренис Бежо, а Джон Гудмен чувствует себя в таком кино как рыба в воде. В эпизоде отметился и сам Малкольм МакДауэлл. Конечно кино не для всех, но всем синефилам к просмотру обязательна, да и критики оценили этот фильм самыми высокими оценками (да и на коммерческой ниве фильм заработал в 10 раз более потраченного бюджета!).

Джордж Клуни. Любовь вне правил (Leatherheads). 2008 г.
Клуни как режиссер пожалуй и поинтересней чем как артист. Это его работа о профессиональном американском футболе в 20-х годах. Снято в стиле легкой романтической комедии. Сам Клуни в кожаной шапочке (которые раньше использовали вместо шлема) весьма забавен. Интересно наблюдать с чего начинался самый зрелищный вид спорта в США. Актерские работы весьма хороши, диалоги отлично прописаны, посмотреть можно с удовольствием.

Джон Тёртелтауб. Ученик чародея (The Sorcerer's Apprentice). 2010 г.
Фильмы с Николасом Кейджем надо уже отводить в отдельную категорию. Этакие блокбастеры категории "Б". Денег вваливают много, снято масштабно, зрелищно, но при этом выходят фильмы именно категории "Б". Посмотрел и забыл. Смотрится то ничего, но забывается именно сразу, так как откладываться в голове нечему. В данном фильме сюжет крутится вокруг наследия Мерлина и подростковой рефлексии. Спецэффекты не плохие, но ими уже никого не удивишь. И не заманишь на просмотр.

Род Лури. Соломенные псы (Straw Dogs). 2011 г.
Ремейк фильма Сэма Пекинпа. Действие перенесено из Англии в Штаты нашего времени. Начало довольно скучное, и фальшивое, Станиславский сказал бы - "не верю!". Но финальная потасовка вышла действительно захватывающей, насилие снимать в наше время научились. Так что кроме заключительного четверти часа смотреть нечего...

Стивен Содерберг. Заражение (Contagion). 2011 г.
Очередной фильм о страшной эпидемии, угрожающей гибелью всего человечества, но снято несколько неожиданно, не в жанре фантастики, а скорее теледокументалистики - если когда-нибудь и произойдет подобная эпидемия, то развиваться она будет скорее всего именно по такому сценарию, который показан в фильме. В главных и эпизодических ролях множество "звезд" - Мэтт Дэймон, Лоренс Фишберн, Джуд Лоу, Кейт Уинслет. В общем посмотрел с интересом.

Оливье Накаш, Эрик Толедано. 1+1 (Intouchables). 2011 г.
Фильм все расхвалили до небес и он вполне не плох, но меня он сильно не тронул. Действительно, очень удачно подана тема инвалидности, не перегнули палку с политкорректностью, не свалились в слезливую драму. А получилось вполне добрая комедия о взаимоотношениях парализованного богача и вроде бы совершенно не подходящего для такой работы как ухаживание за больным парня-африканца. При этом фильм снят по реальной истории (только в реальности главный герой не негр, а араб). Очень хорошие актерские работы, поставлено легко и с юмором.

Гай Ричи. Шерлок Холмс: Игра теней (Sherlock Holmes: A Game of Shadows). 2011 г.
Вторая часть похождений Шерлока Холмса и доктора Ватсона снятая все в том же стиле  веселого боевичка, весьма масштабно и зрелищно, ну и с неплохим юморком. Конечно к Конан Дойлю это имеет самое малое отношение, но смотрится с интересом, действие захватывает. Смысла за зрелищностью не много, но иногда можно дать отдохнуть и мозгам. Да и Роберт Дауни младший с Джудом Лоу смотрятся очень хорошо. 

Стивен Спилберг. Боевой конь (War Horse). 2011 г.
Этакая сказочка о дружбе юноши и коня, на фоне 1-ой мировой войны. Война показана очень красочно, Спилберг на это мастер. Фильм скорее детский, хотя много весьма жестких сцен. Морализаторства весьма много, но это не утомляет. В общем смотреть интересно - поставлено, снято и сыграно на отличном уровне (так что множество номинаций на Оскар), но на истинный шедевр не тянет, скорее проходной фильм (поэтому и Оскаров он и не взял).

Филлида Ллойд. Железная леди (The Iron Lady). 2011 г.
Фильм изначально вышел со своеобразным переводом, где Тэтчер провозглашает что ее политикой будет сделать богатых еще богаче, а бедных еще беднее (да и вообще, народ - это быдло и его надо давить), а проблемы хорошо решать маленькой победоносной войной (а если Аргентина не захочет воевать - заставим ее или подкупим мировую закулису). Конечно это ставит смысл фильма с ног на голову, но смотрится очень весело, местами просто обхохотался! (А еще смешнее, что многие приняли это за чистую монету и думали, что Тэтчер, как "железная леди", именно так и говорила). Мэрил Стрип в главной роли просто превосходна, да и вообще актерские работы хороши. Думаю стоит попозже посмотреть с нормальным переводом, хотя очевидно, что такой просмотр будет несколько более скучным.

Грег Моттола. Пол: Секретный материальчик (Paul). 2011 г.
Два идиота, помешанных на научной фантастике, встречаются с настоящим инопланетянином (сбежавшим с секретной базы), который оказывается совсем не таким, каким они его себе представляли... Довольно забавная и легкая комедия, шутки по большей части ниже пояса, но вполне остроумные, парочка Саймон Пегг и Ник Фрост замечательная, ну а инопланетянин вышел на загляденье. В общем приличное зрелище, если нужно убить полтора часа времени. Из "метров" засветилась Сигурни Уивер в эпизодической роли.

Джонатан Либесман. Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес (Battle Los Angeles). 2011 г.
Фильм снимали специалисты по спецэффектам и это заметно. Снято хорошо, масштабно, реалистично, красиво. С сюжетом все не так хорошо - шаблон на шаблоне и смотрится как заезженная пластинка. Плохие инопланетяне истребляют хороших землян, и все очень и очень плохо, но американский спецназ и коня на скаку остановит и в горящую избу войдет... Наше дело правое, победа будет за нами...

Майкл Фейфер. Возмездие Эрпа (Wyatt Earp's Revenge). 2012 г.
Увидев в ролях Вэла Килмера подумал, что это продолжение "Тумстоуна", однако это оказалась самостоятельная работа и Килмер здесь играет самого престарелого Эрпа, а не дока Холлидея. И кстати смотрится он потрясающе! Сам фильм будет куда слабее "Тумстоуна", хотя в начале много моментов которые действительно могли бы происходить на Диком Западе. В финале же все в традициях старинных вестернов - бах-бах, куча трупов - как-то не вяжется с началом. В прочем любителям вестернов и Вела Килмера посмотреть можно...