Паша

paul_egorov


Блог Павла Егорова

Обо всём понемножку...


Previous Entry Share Next Entry
Из моего архива. 2008-ой год. Чердынь-Ныроб.
Паша
paul_egorov
Поднял тут в своем архиве фотографии пивных поездок 10-ти летней давности и решил закрыть эту тему фотографиями архитектурных памятников, сделанных в тоже время. В ЖЖ они не публиковались, так что здесь это будет новость (хотя публиковались на моей домашней страничке, но в более низком качестве).

Мое увлечение архитектурной фотографией началось еще в конце 80-х годов, увлечение вполне серьезное, так что прикупил и несколько книг по архитектуре, в том числе книгу «Чердынь, Соликамск, Усолье», изданную Стройиздатом в 1988-м году. В то время, я дальше Подмосковья почти и не выбирался, так что побывать в этих трех приуральских городах только мечтал. Но в 2008-м году, удалось объехать почти весь Пермский край, посетить и Соликамск с Усольем и Чердынь, вот про поездку в Чердынь и дальше - в Ныроб сейчас и расскажу (и главное - покажу).

Чердынь - расположена на севере Пермского края, на высоком правом берегу реки Колвы близ её впадения в Вишеру напротив горы Полюд (Полюдов Камень, 527 метров над уровнем моря), самой высокой точки в этой части Уральских гор. Точных сведений о дате основания Чердыни нет. Существуют гипотезы, согласно которым город первоначально располагался южнее, на месте села Пянтег. Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покчи, а затем оказалась на своём современном месте. Первоначально на месте Чердыни существовало Чердынское (Троицкое) городище. Раскопки показали, что это было святилище, а не городок: не обнаружено ни укреплений, ни жилых построек. На месте городища в XV веке был основан собственно город Чердынь. Первое упоминание Чердыни содержится в Вычегодско-Вымской летописи и относится к 1451 году. В писцовых книгах XVI-XVII веков, в государевых грамотах и других указах Чердынь называли Пермью Великой, отождествляя её с наименованием исторической области. Экономическое и политическое значение Перми Великой - Чердыни достигло пика в XV веке. В 1535 году на Троицком холме города под наблюдением московского мастера - дьяка Семёна Курчова - был возведён деревянный кремль, одновременно Чердынь официально была признана городом. В начале XVII века Чердынь оставалась крупным религиозным центром - в городе в 1624 году было 16 деревянных храмов (12 приходских и 4 монастырских).







Церковь Успения Пресвятой Богородицы - двухэтажный кирпичный храм, сооружённый в 1757-1784 гг., колокольня в стиле классицизма под шпилем пристроена 100 лет спустя. Был закрыт в 1932 г., венчания сломаны, с 1950-х г. принадлежит музею. В 2000 г. в церкви открыт Музей истории веры, в середине 2000-х гг. восстановлена главка. В 1623 г. и до 1764 г. при церкви существовал женский Успенский монастырь.




Часовня Спаса Нерукотворного Образа - кирпичная часовня у алтаря Успенской церкви, построена на могиле 85 ратников, погибших 6 января 1547 г. у деревни Кондратьевой в бою с ногайскими татарами. Поставлена кирпичной в конце XVIII в., перед революцией планировалось возведение церкви. Сломана в 1930-х гг. В 2005-2007 гг. восстановлена в первоначальных формах.




На последней фотографии, слева, на заднем плане видны церковь Преображения Господня и Собор Воскресения Христова. Церковь Преображения Господня - двухэтажная кирпичная церковь, построенная в 1756 г. Четырёхъярусная колокольня с каркасным шатром была построена в 1853 г. Закрыта в начале 1930-х гг., венчания сломаны. В настоящее время занята механическими мастерскими.
Собор Воскресения Христова - кирпичный храм, построенный в 1750-1754 гг. В 1908-1911 гг. пристроена трапезная и возведена новая многоярусная колокольня. Закрыт в начале 1930-х гг., поддерживался в порядке. Долгое время использовался как дом культуры, в середине 2000-х гг. возвращён верующим.







Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь - старейший монастырь Урала, основанный около 1462-1463 гг. С 1631 г. приписан к Троице-Сергиеву монастырю. С 1764 г. заштатный, в 1784 г. упразднён, церковь обращена в приписную. В 1911 г. восстановлен как женский, в память 300-летия Романовых, в 1918 г. закрыт. В 2004 г. вновь открыт как мужской.
Церковь Иоанна Богослова - кирпичная церковь, сооружённая в 1704-1718 гг. Двухэтажный храм, первоначально был окружён сводчатой галереей, разобранной на рубеже XVIII-XIX вв. Внизу тёплый храм Иоанна Богослова, вверху летний Вознесенский. В XIX в. была приписана к Богоявленской церкви. Закрыта в 1940 г., передана музею. В 1947 г. возвращена верующим, более не закрывалась.









Церковь Всех Святых - небольшая кирпичная кладбищенская церковь на северной окраине города, построенная в 1815-1817 гг. на средства купца С. Углицких. Был приписан к Воскресенскому собору. Закрыт не позже 1930-х гг., к 1980-ым гг. в аварийном состоянии. В настоящее время законсервирован.




Покча - село в 5 километрах к северу от Чердыни, при впадении реки Кемзелки в Колву. На месте села с 1472 года существовал городок, основанный во время Чердынского похода стародубским князем Фёдором Давыдовичем Пёстрым с крепостью, в него был перенесен центр русской администрации Перми Великой. В 1535 году город сгорел и управление было перенесено обратно в Чердынь. В «Переписной книге Чердынского уезда переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Аникеева» 1710 года населенный пункт описан как «погост Покча, а в нем церковь во имя Благовещения Богородицы церковь во имя Георгия Великомученика деревянные». В XVII-XIX веках Покча являлась важным центром баржестроения в Верхнем Прикамье, здесь строились суда для перевозки соликамской соли - пермянки.


Часовня Иконы Божией Матери Казанская - кирпичная часовня в русском эклектичном стиле, построена в 1913-м году как старообрядческая, в 1920-х гг. передана православной общине («обновленцам»), закрыта в 1951 г., в здании размещался склад зерна.


Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - кирпичная трёхпрестольная церковь, построена в 1785 г. на средства прихожан вместо двух деревянных, построенных в 1690-х гг. (Благовещенской и Георгиевской). В 1910 г. перестраивалась: обложена кирпичом, выстроена новая колокольня. В середине 1920-х передана обновленцам, в 1940-х гг. закрыта. В советское время в здании церкви размещалась электростанция Чердынской МТС. Ныне находится в тяжёлом состоянии, руинирована и признана не восстанавливаемой. Местные жители используют ее в качестве коровника.














Вильгорт (коми-пермяцкое - «Новая деревня») - село, расположено в 15 км от Чердыни, при впадении реки Цыдовки в Колву. Впервые упоминается как погост в 1579 году. В «Переписной книге Чердынского уезда переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Аникеева» 1710 года населенный пункт описан как «погост Вильгорт на речке на Цыдве, а в нем церковь во имя Живоначальные Троицы да церковь во имя Иоанна Предтечи древянные».
Церковь Троицы Живоначальной - каменная двухэтажная церковь с Предтеченским приделом, построена вместо двух деревянных храмов (Троицкого и Предтеченского) в 1779-1810 гг. В 1902 г. к основному зданию пристроена трапезная и колокольня красного кирпича в псевдорусском стиле. Закрыта в 1937 г., в здании размещался склад, затем Дом культуры. Ныне возвращена верующим.







Село Камгорт расположено на правом берегу реки Колва, примерно в 3 км к северо-востоку от Вильгорта. Камгорт - зырянское слово, означает «дом, домовладение, хозяйство». При первой переписи населения Перми Великой Камгорт уже был деревней, при второй переписи в 1623-1624 годов в нем числилось одиннадцать дворов пашенных крестьян. Рядом с Камгортом, был перевоз через Колву, в XIX веке там располагалось плотбище, где создавались баржи.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм - кирпичная церковь в духе эклектики (взамен деревянной, 1874 г.), построена в 1915 г. Сравнительно небольшой храм, с шатровой колокольней. Закрыта не позже 1930-х гг., в настоящее время не имеет собственника, местные жители используют ее в качестве коровника.





Река Колва, вид с моста у села Камгорт.


Искор - село на реке Искорка, впадающей в озеро Вад (старое русло реки Колва). Название переводится с коми-пермяцкого языка как «каменное городище» или «городище на камне». В 5 км от села находилось коми-пермяцкое святилище. Археологические раскопки, показали, что Искор не был «городком»: не обнаружено ни фортификационных сооружений, ни жилых построек. В 1472 году святилище разорено во время Чердынского похода войском русского князя Фёдора Пёстрого Стародубского. В 1579 году - погост (центр округи, включавшей тогда деревни Ныроб, Камгорт, Бигичи, Цыдва и починок Клочихин). В начале XX века в Искоре существовало пароходство А. Н. Пешехонова.
Церковь Рождества Христова - кирпичная двухпрестольная церковь, построенная в 1782-1793 гг., ярусная восьмигранная колокольня пристроена в 1786 г. с западной стороны. В 1803 г. с севера пристроен Пятницкий придел, церковь существенно расширена в 1899 г. В 1869 г. основной объём и трапезная расписаны усольским иконописцем А. И. Мельниковым. В советское время закрыта, разорена, сломано завершение колокольни. В 1999 г. церковь передана Пермскому Троицкому Стефанову мужскому монастырю. В настоящее время является подворьем монастыря, находится в тяжелом состоянии, богослужения не проводятся.







Ныроб. Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году. «Ныр» в коми-пермяцком языке означает «нос», «ыб» - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов). В 1601 году сюда был сослан (и вскоре здесь умер) Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии, в 1621 году, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов). В «Переписной книге Чердынского уезда переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Аникеева» 1710 года населенный пункт описан как «погост Ныроб на речке Роднике а в нем церковь каменная во имя чудотворца Николая, другая церковь деревянная во имя Николая чудотворца».




Часовня у ямы боярина Михаила Романова. Деревянная часовня над ямой, в которой жил и умер боярин Михаил Никитич Романов была поставлена в начале XVII в. В 1793 г. крестьянин М. Д. Пономарев выстроил над ямой кирпичную кубическую одноглавую часовню, сломанную в 1932 г. В настоящее время яма обустроена, в 2001 г. у неё установлена новая восьмигранная часовня-сень.


Церковь Николая Чудотворца - замечательный памятник зодчества рубежа XVII-XVIII вв. Кирпичная церковь построена в 1705 г. с богатым декором в духе зодчества конца XVII в. Закрыта в 1930-х гг., использовалась в хозяйственных нуждах. В начале 1960-х гг. отреставрирована, использовалась как почта. Возвращена верующим в 1991 г., с 1995 г. идут регулярные богослужения.










По итогам переписи 2002 года население Ныроба составило 7500 человек, из них мужчин 5231 и 2269 женщин (69,7% и 30,3% соответственно). Половину населения составляют заключённые исправительной колонии, которые трудятся на лесозаготовке. Из-за этого, по численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района.
В 1913 году в Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 года до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей). А венчался он в Введенской церкви села Камгорт (правда, деревянной, каменная ещё строилась). В книге записей церкви значится: «1913 год ноября 13 дня ... Пермской епархии, Чердынского уезда Камгортской Введенской церкви ... жених административно ссыльный Климент Ефремов Ворошилов из крестьян Харьковской губернии, православного вероисповедания... Невеста Подольской губернии, мещанка, еврейка Гитля Дувид-Гершова Горбман, присоединённая к святой православной вере с наречением имени Катерина... К бракосочетанию приступают по взаимному согласию и желанию. ... Брак совершали священнослужители Камгортской Введенской церкви: священник Зосима Васильев Левзин, дьякон Яков Константинов Митяшев».


Снято - Canon EOS 350d, объективы Canon EF 17-40/4.0L и Canon EF 70-200/4.0L IS.

  • 1
Красивые места и фотографии отличные.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account