paul_egorov (paul_egorov) wrote,
paul_egorov
paul_egorov

Category:

Дракулы и Франкенштейны.

Фридрих Вильгельм Мурнау. Носферату, симфония ужаса (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens). 1922 г.
Классическая постановка Дракулы (хотя в этом фильме он носит имена Орлок/Носферату). Снято действительно мощно, с применением интересных по тем временам технических приемов. Макс Шрек в роли Носферату действительно ужасен (хотя он и по жизни так выглядит, его и не гримировали, только приделали клыки и острые уши). Страх нагнетается постоянно, тут и Хичкок бы позавидовал - Мурнау действительно мастер с большой буквы. Учитывая что фильм немой, много поставлено на мимику и жесты актеров и их игра производит впечатление. Сделав скидку на 90-то летний возраст фильма можно посмотреть его с удовольствием и сейчас.

Тод Броунинг, Карл Фройнд. Дракула (Dracula). 1931 г.
На мой взгляд совершенно идиотский фильм, хотя также считающийся классическим. Очень раздражает монтаж, когда из-за контрапункта крупных планов не понимаешь где находятся герои - то ли друг против друга то ли за сотни километров между собой. Наиболее страшные сцены опускаются, но сделано это так топорно, что нагнетается не страх, а скорее негодование недосказанностью (понятно откуда черпал свое вдохновение Эд Вуд, подобный монтаж в "худшем фильме всех времен и народов" "План 9" доведен до полного абсурда). Над спецэффектами (вроде полета летучей мыши) хочется только смеяться. Но конечно Бела Лугоши в роли Дракулы (а здесь он именно Дракула и его соперник - Ван Хельсинг) просто великолепен. Вот на кого приятно посмотреть - образ вышел просто на загляденье! Но несколько сцен с Лугоши - это все что интересно в этом фильме, к счастью он идет всего час с четвертью.

Теренс Фишер. Дракула (Dracula). 1958 г.
В этом фильме в роли Дракулы - Кристофер Ли. И он весьма хорош, хотя в более позднем возрасте он выглядел куда как убедительней (а играл Дракулу он неоднократно, студия Hammer Film сняло несколько продолжений). Снято в общем не плохо, хотя просмотр фильма не оставляет ощущения низкобюджетности и категории "Б". Фильм цветной, слегка кровавый (сцены прокалывания колом сердца вампиров теперь не опускаются, но показаны они умеренно кроваво). В целом крепкий середнячок, можно смотреть и сейчас.

Иисус Франко. Граф Дракула (Nachts, wenn Dracula erwacht). 1970 г.
Иисус (чаще выступающий под более скромными именами Хесус или Джес, а то и под псевдонимами) снял свыше полутора сотен фильмов категории "Б", в основном на тему ужасов, секса и насилия. О их содержании легко судить по просто замечательным названиям - вроде "Барон фон Клаус - садист" или "Вампирши-лесбиянки". Он активно развивает тему "эксплуатационного кино", выступая в роли сценариста, режиссера, оператора и актера. Трудолюбию его можно позавидовать, хотя фильмы его навевают одну лишь скуку, даже если он экранизирует Маркиза де Сада. И этот фильм не исключение. Хотя к съемкам он подошел как всегда добросовестно, пригласил на главные роли Кристофера Ли (он опять сыграл Дракула и очень не плохо) и Клауса Кински (он сыграл сумасшедшего, причем просто превосходно). И кстати, Кински в роли Дракулы у Херцога будет поубедительней Кристофера Ли. Никакого секса и никакой крови в фильме нет, все очень скромно, но и скучно. Все снято по канону (31-го, но не 22-го года), ни одной свежей мысли. Ну захотелось Франко снять Дракулу - он и снял. Смотреть не обязательно.

Вернер Херцог. Носферату: Призрак ночи (Nosferatu: Phantom der Nacht). 1978 г.
Этот фильм снят с явными реверансами к фильму 1922-го года. Фактически это тот же самый фильм, но с добавлением цвета и звука, то есть переснятый с теми техническими достижениями, которые приобрел кинематограф за последующие 50 лет. Дракулу играет Клаус Кински и в гриме он не менее ужасен чем Макс Шрек. Кински конечно хорош и играет великолепно. Главная женская роль у Изабель Аджани и она составляет отличную пару Кински, пожалуй это лучшее воплощение Люси во всех фильмах про Дракулу. Снято по европейски стильно, режиссура на высоком уровне.

Френсис Форд Коппола. Дракула (Dracula). 1992 г.
Самая масштабная и высокобюджетная постановка Дракулы, к тому же снятая великим режиссером. Да и в ролях одни звезды - Дракулу играет главный злодей фильмов конца XX-го века Гари Олдман, в остальных ролях - Киану Ривз, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс. Игра актеров на отличном уровне (может несколько проваливается Ривз). Вот это полное переосмысление идеи книги. Добавлены элементы экшена, черного юмора, много, очень много крови, тема "сисек" раскрыта, добавлена мощная любовная линия (Иисус Франко на такое не осмелился, хотя это его тема). Фильм изобилует спецэффектами, но все они выполнены комбинированными съемками, никакие компьютеры не использовались - хотя технических находок просто множество. Постановка грандиозная, почти эпическая - это уже не просто "ужастик", а настоящий блокбастер. Гари Олдман - гений. По новому раскрыт и персонаж Ван Хельсинга - чему поспособствовала великолепная игра Хопкинса. В итоге получился шедевр.

Джеймс Уэйл. Франкенштейн (Frankenstein). 1931 г.
Классическая экранизация романа Мэри Шелли о докторе Франкенштейне создавшем из плоти умерших людей монстра. Монстра великолепно сыграл Борис Карлофф сразу став вместе с Бела Лугоши королем фильмов ужаса. Фильм внес технические достижения XX-го века в роман Шелли (как например оживление с помощью электричества) которые стали неотъемленной частью истории Франкенштейна. Фильм вышел настолько страшным по тем временам, что в его начале добавили сцену с предупреждением о том, что слабонервным лучше покинуть зал. И фильм действительно смотрится на уровне даже сейчас.
Невеста Франкенштейна (Bride of Frankenstein). 1935 г.
Продолжение истории монстра, созданного Франкенштейном. В отличие от первой части - снято скорее в комедийном плане, по крайней мере черного юмора хоть отбавляй. При том что сам фильм куда как более жесткий, труппы множатся с каждой минутой (хотя цензоры несколько подсократили количество мертвецов из 21 запланированных сценарием). Сейчас чаще фильмы ужаса снимают как раз в таком плане - полукомедийном, так что возможно что продолжение понравится зрителю и больше, хотя мне первый фильм показался куда как более стильным.

Кеннет Брэна. Франкенштейн (Frankenstein). 1994 г.
Современное переосмысление темы, хотя фильм снят очень близко к роману. Монстр здесь показан так, что вызывает скорее жалость, чем ужас. Этому способствует великолепная игра Де Ниро. Он играет превосходно и фильм держится на его игре. Очень много поработали над декорациями и гримом. Снято масштабно и с размахом. Фильм идет два часа и может показаться несколько затянутым, хотя зрелище действительно стоящее.

Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments