paul_egorov (paul_egorov) wrote,
paul_egorov
paul_egorov

Category:
  • Music:

Еще о черно-белом кино.

Еще раз напомню, что сии заметки я пишу скорее для себя лично, чтобы в связи с прогрессирующим склерозом самому не забыть что именно я посмотрел ;-) Но может кому еще будут полезны мои заметки (все фильмы о которых я рассказываю заслуживают внимания, хотя смотреть их или нет - вольное дело каждого). Интерес к старым фильмам вызван и чисто технической причиной, летом большую часть времени провожу на даче, а кино смотрю через старый (но до сих пор отлично работающий) 17-ти дюймовый трубочный монитор соотношением сторон 3 на 4. Поэтому исключил из просмотра все широкоэкранные фильмы (и так картинка мелковата, хоть и ставлю монитор поближе), а формат 3 на 4 использовался в основном в первой половине 20-го века...

Карл Теодор Дрейер. Страсти Жанны д'Арк (La passion de Jeanne d'Arc). 1928 г.
Весь фильм Мария Фальконетти крупным планом изображает веру, отчаяние, удивление, ужас и даже блаженство. На лицах других персонажей читаются совсем другие и не добрые чувства. Фильм немой, но мимикой актеров все сказано. Фильм почти весь состоит из крупных планов весьма выразительных лиц (хотя бюджет по большей части угробили на декорации). Оригинал картины был утерян, но фильм восстановлен с найденной хорошо сохранившейся копии. Смотрится сильно и стильно.

Фрэнк Капра. Это случилось однажды ночью (It Happened One Night). 1934 г.
Сначала покритикую - типичная для кинематографа того времени сцена - тридцатилетняя женщина бросают отцу - мне уже 21 год, я могу жениться! Но хорошо хоть что Клодетт Колбер на момент съемок было 31, а не 41... А вот актеру изображающего молодого женишка было 46 (всего на год меньше чем возраст артиста игравшего папашу девушки). Ну и избраннику - Кларку Гейблу - 33, но вот хоть этот возраст более-менее вписывается в сюжет. А сюжет о девушке сбежавшей от отца к жениху, но по пути влюбившаяся в журналиста. Обычная сентиментальная (и невинная по тем временам) чепуха, с отличной игрой актеров и далекая от реальной жизни как солнце от земли. Станиславский бы устал повторять "не верю"!

Мышьяк и старые кружева (Arsenic and Old Lace). 1944 г.
Черная комедия абсурда. Все происходящее на экране настолько нелепо, что смеяться не можется, хотя и хочется. К середине картины градус абсурдности просто зашкаливает, так что удержаться от смеха уже не удается. А фильм - о веселой сумасшедшей семейке (почти в стиле семейки Адамс), в которой быть маньяком-убийцей совершенно обычное дело, особенно умиляют две добрейшие старушки, божьи-одуванчики, травящие всех направо и налево и поющие церковные гимны над могилами загубленных. Исполнитель главной роли Кэри Грант строит рожи и пучит глаза не хуже чем в немом "Страсти Жанны д'Арк". Отметился и главный злодей Голливуда того времени - Петер Лорре.

Уильям Уайлер. Грозовой перевал (Wuthering Heights). 1939 г.
Одна из множеств экранизаций романа Эмили Бронте. Роман не читал, другие версии не смотрел (хотя желание возникло, в 70-м играл Тимоти Далтон, 92-м Рэйф Файнс) так что сравнить не с чем, но думаю это действительно классическая экранизация. Здесь заглавную роль играет красавчик Лоуренс Оливье. Играет (как и остальные актеры) хорошо, так что в этом плане и плане режиссуры фильм не плох. Картина о том, как рушит судьбы людей классовое неравенство. Хотя с тех пор минуло больше столетия, границы между классами никуда не делись, но вот на вопросы семьи и брака стали смотреть несколько попроще...

Альфред Хичкок. Диверсант (Saboteur). 1942 г.
Когда Хичкок берется за шпионские фильмы, то выходит полная чушь, имеющая такое же отношение к шпионажу, как баян к козе. Хотя сами картины при этом довольно увлекательные и захватывающие. Этот фильм еще насквозь пропитан американским патриотизмом, по больше части довольно натужным. А мотивация действий нацисткой "пятой колоны" в Штатах совершенно не раскрыта (вернее то, что говорит немецкий агент, иначе как бредом не назовешь, возникает ощущение что американцы вообще не понимали ни сути коммунизма, ни сути нацизма, так как всегда все сводили к деньгам). В остальном фильм вполне типичен для своего времени, справедливости ради надо сказать, что наши фильмы про фашистов того времени были еще более примитивными.

Незнакомцы в поезде (Strangers on a Train). 1951 г.
Крепкий, типично Хичкоковский триллер о предложении "обменяться убийствами" сделанном в поезде главному герою. И хотя герой ответил отказом незнакомец свое дело выполнил, убив нелюбимую жену героя и теперь ждет ответной услуги... Отлично поставлено и снято (находку начала фильма, где вместо героев долго показывают только их ботинки явно использовали в "Блефе"). Сцена где антигерой пытается достать зажигалку через решетку канализации действительно держит в напряжении. Состав актеров не звёздный, но игра на отличном уровне.

Лукино Висконти. Одержимость (Ossessione). 1943 г.
Первый фильм Висконти (сделанный еще при Муссолини). Снятый по новаторски, в то время не принято было снимать прямо на улице обычную жизнь. Да и в "амурной" области режиссер шагнул куда как дальше положенного. В этом смысле фильм действительно жизненный (классика неореализма). История о неравном браке и разрешении его убийством мужа. С трагическим финалом.

Билли Уайлдер. Двойная страховка (Double Indemnity). 1944 г.
Классический фильм жанров криминал/триллер/нуар. Сюжет перекликается с "Одержимостью" Висконти - роковая женщина совращает любовника на убийство мужа. Все подстроено великолепно, но как обычно одна мелкая деталь рушит все как карточный домик. Отлично поставлено и срежессировано, да и игра на высоком уровне. В главной роли Фред МакМюррэй. Никакого хеппи-энда. Классика есть классика...

Потерянный уик-энд (The Lost Weekend). 1945 г.
Мощный фильм о проблеме алкоголизма. Хотя поведение главного героя мне показалось больше похожим на поведение героинового наркомана, чем на алкоголика. Но тем сильнее впечатление, до чего может довести неумеренное потребление виски. Попутно вскрываются и причины алкоголизма. Отлично поставленный и снятый, с мощной социальной позицией этот фильм сгодится как наглядное пособие в терапевтических целях для опустившихся алкоголиков.

Сансет бульвар (Sunset Blvd). 1950 г.
Драма о нравах Голливуда. В главной роли Уильям Холден, во многих других ролях (часто играя самих себя) засветились такие звезды немого кино как например Бастер Китон. Сюжет как раз о том, как звезда немого экрана пытается вернуться в кинематограф, но кому она нужна в новые времена? Даже своему молодому любовнику она нужна исключительно из-за денег. Любовника можно пристрелить, но попадешь после этого на экран не в новом блокбастере, а в сюжете криминальной хроники...

Лагерь для военнопленных №17 (Stalag 17). 1953 г.
"Великая иллюзия" - фильм о немецком лагере для военнопленных времен 1-ой мировой войны, а этот фильм - о лагере 2-ой мировой. Не имеет ничего общего с нашими фильмами о немецких лагерях, так как здесь показана Женевская конвенция в действии. Обстановка в лагере не слишком напряжная, работать не заставляют, кормят плохо, но посылки приходят регулярно. Кое кто занимается бизнесом и заметно богатеет (по лагерным меркам), остальные из-за безделья копают подземный ход для побега. Когда побег не удался, начинают подозревать, что среди заключенных есть подсаженный казачок... Фильм снят скорее в жанре комедии, что опять же, несколько необычно для моего восприятия концлагерей. Финал оптимистичный, побег наконец-то удался! Снято мастерски, в главной роли Уильям Холден.

Свидетель обвинения (Witness for the Prosecution). 1957 г.
Фильм мне очень понравился, даже в некотором смысле больше чем классическая комедия Уалдера "В джазе только девушки". Весь фильм покатывался со смеху, хотя это не комедия, а судебная драма. Чарльз Лотон, играющий адвоката только что сбежавшего из больницы - просто зажигает! Диалоги превосходно прописаны, остроумны и смешны. Фильм держится именно на великолепной игре Лотона, хотя среди исполнителей есть и такие звезды как Марлен Дитрих. От самого судебного действа не оторвать глаза, к тому же сюжет куда как не прост и с двойным дном. Рекомендую смотреть всем!

В джазе только девушки (Some Like It Hot). 1959 г.
Смотрел эту комедию неоднократно, в этот раз полную версию (в СССР было вырезано минут 15, хотя как оказалось не слишком важных - просто сокращали хронометраж), в HD качестве. Дубляж был советский (кроме закадрового перевода вырезанных кусков). В этом фильме зажигают все - Тони Кертис, Джек Леммон, Джо Э. Браун ну и конечно Мэрилин Монро. Фильм обязателен к просмотру, так что кто не видел, тот не видел настоящей комедии с переодеванием, музыкой и гангстерами. Несомненно шедевр.

Квартира (The Apartment). 1960 г.
Еще одна классическая работа Уайдлера с Джеком Леммоном и Фредом МакМюррэй. Десять номинаций на Оскар и пять статуэток. Хотя фильм - не мой. Мне трудно было поверить в мотивации главного героя и в ситуацию в целом. Конечно ситуация смешная, но слишком уж нелепая. Не верю и все. В художественных же достоинствах фильма сомневаться не приходится - поставлен и снят без сучка и задоринки, тонко и с юмором, сыграно не хуже.

Джон Хьюстон. Сокровища Сьерра Мадре (The Treasure of the Sierra Madre). 1948 г.
Давным-давно видел этот фильм и в памяти крепко-накрепко отложилось что же делает с людьми блеск золота... Мощный вестерн о золотоискателях, превосходно снятый, с отличными актерами (во главе с Хамфри Богартом), с мексиканским колоритом и захватывающим сюжетом.

Элиа Казан. Трамвай "Желание" (A Streetcar Named Desire), 1951 г.
Фильм считается признанным шедевром, но меня он затронул не сильно. Вивьен Ли конечно очень хороша, играя полубезумную полуаристократку. Играет отлично (и Оскар за лучшую женскую роль - заслуженный). Неплох и молодой Марлон Брандо, да и на вторых ролях артисты отметились (еще два Оскара за мужскую и женскую роль второго плана!). Это фильм о человеческих взаимоотношениях, но мне они показались очень далекими от моей жизни, может поэтому фильм и не зацепил. Хотя ответных чувств просмотр картины рождает много, постановка действительно очень сильна.

В порту (On the Waterfront). 1954 г.
Награды фильма впечатляют - 12 номинаций на Оскар и 8 статуэток... Хотя, если бы не мафиозные дела, фильм бы потянул на производственную драму соцреализма. Но в Америке фильмы такой тематики в диковинку (это же не СССР, где подобные картины штамповали пачками). Основным виновником классовых противоречий здесь выставлены мафиозные лидеры профсоюзов. Рабочий люд показан во всей красе, вообще игра актеров замечательная и особенно хорош Марлон Брандо, хотя на портового грузчика он тянет в меньшей степени, так и по сюжету, он скорее вышибала от боссов профсоюза. Удивил момент с голубятнями, не думал что и в Штатах это увлечение было столь же популярным в те времена, как и в СССР. Очень не плохо передана атмосфера заводской американской окраины. А в финале рабочий класс торжествует...

Федерико Феллини. Дорога (La strada). 1954 г.
История странствий по Италии этакого мини-цирка из 2-х человек. Энтони Куинн - звероподобный силач и его полной противоположности в исполнении Джульетты Мазини. Фильм о чувствах, добре и жестокости, любви и страдании. Не развлечение, скорее серьезный разговор. С грустным настроением и грустным финалом. Несомненно заслуживает внимания.

Стэнли Кубрик. Убийство (The Killing). 1956 г.
Фильм с небольшим бюджетом, однако несомненно классический представитель криминального жанра. О "великом" ограбление, в котором как обычно все пошло не совсем так. Хотя план почти удался, но по морали того времени преступление должно быть наказано. Персонажи несколько шаблонные - "крутой" уголовник, подкаблучный муженек, жена постоянно пилящая мужа из-за денег и готовая быстро сбежать к удачливому любовнику. Подготовка и осуществление ограбление показаны просто великолепно и захватывающе, Кубрику в мастерстве не откажешь, хотя это одна из первых его работ.

Тропы славы (Paths of Glory). 1957 г.
Мощная военная драма с Кирком Дугласом в главной роли. Действие фильма происходит во время "окопной" война западного фронта 1-ой мировой. О солдатах ставших жертвой обстоятельств и обреченных на расстрел из-за некомпетентности и амбиций своего начальства. О бесплодных попытках командира их защитить. Антивоенный посыл фильма несомненен. Отличная постановка, Кубрик как всегда на высоте.

Ингмар Бергман. Земляничная поляна (Smultronstallet). 1957 г.
Сюжет фильма прост - профессор едет на награждение за свою научную деятельность, по дороге посещая места своей молодости и предается воспоминаниям... Фильм о смысле жизни, человеческих взаимоотношениях, проблеме отцов и детей. Разговор серьезный и откровенный. Развлечений от этого фильма не ждите, а вот головой и сердцем придется поработать. Имена актеров ничего мне не говорят (кроме Макса фон Сюдова), но играют они хорошо. Но главное это то, как Бергман показывает нам суть чувств своих героев, заставляя задуматься о жизни и смерти...

Жан Деланнуа. Мегрэ расставляет сети (Maigret tend un piege). 1958 г.
Мегрэ и дело Сен-Фиакр (Maigret et l'affaire Saint-Fiacre). 1959 г.
Жиль Гранжье. Мегрэ и гангстеры (Maigret voit rouge). 1963 г.
Трилогия по романам Жоржа Сименона о комиссаре полиции Мегрэ. В главной роли великолепный Жан Габен. Образ созданный им харизматичен и обаятелен, хоть и взрывной (правда и в других ролях, в том числе и преступников, Габен не далеко уходит от такого образа). В первом фильме расследуется дело маньяка убивающих женщин (среди звезд - Анни Жирардо и Лино Вентура), во втором - типичное дело об убийстве в доме богатой леди, где убийца у всех на глазах и его только надо вычислить и третий - о противостоянии комиссара гастролерам-гангстерам из Штатов, привыкший чуть что сразу хвататься за оружие (в отличие от благопристойных преступников старой-доброй Франции :-) При просмотре фильмы своим неспешным течением вызывают некое умиротворенное настроение, так что рекомендую смотреть в профилактических целях перед сном вместо снотворного.

Джон Кассаветис. Тени (Shadows). 1959 г.
Первый фильм-импровизация признанного лидера альтернативного американского кинематографа. Поставлен на гроши, однако смотрится просто превосходно. Почти документальное действо, атмосфера Манхэттена передана бесподобно. Живая игра актеров (хотя и малоизвестных) на отличном уровне. Камера как бы просто следует за главными героями и запечатляет разные моменты их жизни. В центре сюжета расовые проблемы, проблемы нереализованности творчески мыслящих людей. Снято абсолютно живо и откровенно.

Орсон Уэллс. Процесс (The Trial). 1962 г.
Фильм поставлен по роману Франца Кафки с Энтони Перкинсом в главной роли. Главного героя обвиняют в преступлении которое он не совершал, да и сами обвинители не знают в чем именно это преступление состоит, но дело все явственнее движется к обвинительному заключению и мы видим во что превратились предыдущие жертвы подобных "процессов". Абсурдность ситуации и мечущегося в ней главного героя поданы превосходно. Перкинс на высоте. Антитоталитарный посыл фильма силен.

Анри Вернёй. Мелодия из подвала (Melodie en sous-sol). 1963 г.
Великолепные Жан Габен и Ален Делон разыгрывают классическую криминальную драму - тщательно подготавливают ограбление века, осуществляют его и осталось только убраться с добычей, но деньги в последний момент уплывают (в данном случае совершенно реально уплывают) и герои остаются ни с чем. Подобная ситуация хорошо спародирована в советском мультфильме "Ограбление по...". Поставлено и сыграно превосходно, грустный финал вызывает чувство некой ностальгии...

Tags: кино
Subscribe

  • Продэкспо'2021. Часть 2.

    Третий день выставки (репортаж о первом дне выставки смотрите здесь...). Количество посетителей значительно прибавилось, у входа в…

  • Продэкспо'2021. Часть 1.

    В Москве, в ЦВК "Экспоцентр", с 12 по 16 апреля проходила выставка продуктов питания и напитков "Продэкспо" (уже 28-я по счету).…

  • "Dargett" в "In pivo veritas".

    На месте завода ЗИЛ (Завод имени Лихачева), побывавшего до этого ЗИСом (им. Сталина), 1-ым ГАЗом и АМО (Автомобильное московское общество) теперь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments