paul_egorov (paul_egorov) wrote,
paul_egorov
paul_egorov

Category:
  • Music:

Вестерны.

Об одном из самых классических вестернов - "Великолепной семерке" - писал в более ранних выпусках.

Джон Форд.
1939 г. Дилижанс (Stagecoach).
Черно-белый фильм длительностью в полтора часа. История о дилижансе и его пассажирах среди враждебных индейцев. Индейцы показаны бессловесными зверьми, которых можно отстреливать пачками, лишь бы патронов хватило (хотя они появляются только к концу фильма, а до этого просто держат в напряжении участников поездки). Игра актеров на высоте (наиболее известный - Джон Уэйн) - все персонажи характерные, запоминающиеся. Сюжет классический - случайные попутчики едут куда-то по равнинам дикого Запада. Хорошо снято, и в наше время посмотреть не грех.

1956 г. "Искатели" ("The Searchers").
Цветной, двухчасовой фильм о похищении злыми индейцами девочки и долгом ее поиске. На мой взгляд слишком не убедительно долгом поиске, да и мотивация героев не совсем понятна. Объект поисков слишком уж повзрослела за время поисков (обычный грешок художественных фильмов - возраст артиста и персонажа часто сильно не совпадает). Хотя может отторжение вызвало тот факт, что индейцы здесь отрицательные персонажи, а нам, жившим в СССР и выросших на фильмах с Гойко Митичем это просто претит? Финал правда хороший, да и сам фильм - классический такой вестерн с ковбоями и индейцами, и Джоном Уэйном в главной роли, так что любителям жанра рекомендую, остальные вполне могут этот фильм пропустить.

1962 г. "Человек, который застрелил Либерти Вэланса" ("The Man Who Shot Liberty Valance").
В главных ролях Джон Уэйн и Джеймс Стюарт. 54-летний Стюарт играет молодого парнишку, что местами смотрится весьма комично... Как можно так относиться к кастингу? Главное чтобы звезда была, а то что звезда смотрится в этой роли как шут гороховый - видно наплевать... А в целом - этакое почти эпическое полотно - как было и как стало на дальнем Западе. И все благодаря закону и демократии... Очевидно у американцев это кино вызывает чувство гордости за страну, но мы не американцы. Хотя серьезных нареканий на сюжет и игру актеров нет, вполне классический и качественный вестерн со всеми атрибутами этого жанра. В эпизоде снялся Ли Ван Клиф. Продолжительность - два часа.

1962 г. "Война на Диком Западе" ("How the West Was Won").
Кроме Форда режиссерами фильма были Генри Хэтэуэй, Джордж Маршалл и Ричард Торп. Масштабная и эпическая лента, которую стоит посмотреть обязательно. Фильм снимался для кинотеатров поддерживающих систему "Синерама" - то есть с экраном по полукругу обеспечивающим панорамное изображение. Есть и специальная цифровая копия обеспечивающий этот эффект. Я смотрел обычную широкоэкранную версию (хотя не совсем обычную, соотношение сторон - почти 3 к 1) в HD. HD-качество здесь обязательно, поскольку натурные съемки просто превосходные. Снимали очевидно широкоугольным объективом (типа "рыбий глаз"), так что получается очень необычный взгляд на действо. В ролях заняты множество звезд - Генри Фонда, Грегори Пэк, Джон Уэйн, Джеймс Стюарт и другие. Масштаб действия вызывает уважение. Что-то вроде "Войны и мира" Бондарчука ужатой до 2 часов 45 минут. Рекомендую.

Ховард Хоукс.
1959 г. "Рио Браво" ("Rio Bravo").
Типичная картина беспредела на диком Западе. Шериф арестовывает убийцу, но у него очень много друзей готовых пустить в ход свои ружья и револьверы. Но шериф у нас Джон Уэйн, так что справедливость восторжествует и все негодяи будут продырявлены меткими пулями хороших парней. Фильм явно на любителей этого жанра. Из достоинств отмечу хорошо прописанные и не скучные диалоги, так что два часа двадцать минут не заставят скучать.

1966 г. "Эльдорадо" ("El Dorado").
Своеобразный ремейк предыдущего фильма, с тем же героем, но другими негодяями. Распоясавшийся богатей хочет заполучить источник воды любым способом, не гнушаясь убийствами и похищениями. Шериф почему-то поддерживает "слабую" сторону (что-то не верится, что у шерифов на уме была только честь и к деньгам они были совершенно равнодушны, но может так и надо снимать фильмы, чтобы с младых ногтей прививать уважение к органам правопорядка). Где-то с середины фильма сюжет почти точно повторяет "Рио Браво" - негодяи хотят освободить своего главаря и падают сраженные меткими выстрелами. Опять отмечу остроумные диалоги и массу комичных сцен (не хуже чем у Тарантино), так что смотреть совсем не скучно.

1970 г. "Рио Лобо" ("Rio Lobo").
Фильм начинающийся с дерзкой операции южан во время гражданской войны и имеющий практический тот же сюжет к концу фильма, как и две предыдущие картины (этакий своеобразный триквел). Очень лихо снято ограбление поезда. В описании прошлого фильма посетовал, что шерифы какие-то через чур честные на Западе, а вот здесь шериф отменный негодяй, а его подручные так просто ублюдки. Их весело отстреливает (или сшибает одним ударом кулака) Джон Уэйн сотоварищи. Весьма смотрибельное кино, чисто для развлечения.

Серджио Леоне.
О первом фильме классической трилогии спагетти-вестернов "За пригоршню долларов" писал ранее, перейдем к следующим фильмам.

1965 г. "На несколько долларов больше" ("Per qualche dollaro in piu").
Герои Клинта Иствуда и Ли Ван Клифа - "охотники за головами" разыскивающие бежавшего из тюрьмы главаря банды. И это был бы обычный вестерн, если бы не фирменный режиссерский стиль Леоне - с крупными планами молчаливых героев, длительными напряженные паузами и чрезмерными сценами насилия по меркам середины прошлого века. Ну и волшебная музыка Эннио Морриконе. Игра актеров великолепна, сюжет держит в напряжении, так что два с небольшим часа не заскучаешь. Вся трилогия вышла в HD-качестве, рекомендую ее, съемки этого стоят.

1966 г. "Хороший, плохой, злой" ("Il Buono, il brutto, il cattivo").
На мой взгляд вершина как спагетти, так и классических вестернов. Фирменные приемы Леона принимают отточенный вид. Чего стоят только паузы в фильме - первая слово произносится только на 10-ой минуте, сцена тройной дуэли, когда главные герои просто смотрят друг на друга длится целых 5 минут - но сколько напряжения в этих минутах! При выходе на экран фильм был неоднозначно принят из-за циничности и аморальности главных героев и многочисленных сцен насилия и жестокости, но в наше время это засчитывают в плюс картине (и это очень роднит фильм Леоне с фильмами новомодного Тарантино). Рейтинг картины на IMDb - 9,0 - то есть фильм оценен как шедевр и входит в пятерку лучших фильмов всех времен и народов (и я целиком с этим согласен). Это эпический трехчасовый фильм действие которого происходит во времена гражданской войны в США. Диалогов минимум, но Иствуд, Ван Клиф и Уолах и без лишней болтовни отыгрывают свои роли на 100%. Несомненно из тех фильмов, которое нужно посмотреть обязательно.

1968 г. "Однажды на Диком Западе" ("C'era una volta il West").
Леоне уже обдумывал фильм "Однажды в Америке", но продюсеры хотели еще вестерн и он снял "Однажды на Диком Западе" - длиннющий и медленно текущий трехчасовой фильм, который может кому-то и покажется скучнейшим, но мне кажется напротив - великолепные фирменный паузы Леоне надо смаковать! Какое напряжение в лицах, какие просторы! Фильм есть в HD-качестве, советую смотреть именно такую версию. В ролях звезды мирового кино - Генри Фонда, Клаудия Кардинале, Чарльз Бронсон. Музыка Эннио Морриконе. История о чести и бесчестии и о добре с кулаками (револьверами). Не мене эпическое кино, чем и "Однажды в Америке".

1971 г. "За пригоршню динамита" ("Giu la testa").
Последний спагетти-вестерн Леоне. О веселом мексиканском бандите и ирландском террористе-бомбисте, волею случая вместо ограбления банка ставших во главе восставшего мексиканского народа. В этом фильме заглавную роль играет Джеймс Коберн. Финальное мочилово с применением такого оружия массового поражения как пулемет и динамит производит незабываемое впечатление даже сейчас. Фильм идет два с половиной часа, но не заставит вас скучать, особенно в угарнейший финал.

Сэм Пекинпа.
1969 г. "Дикая банда" ("The Wild Bunch").
Время действия фильма - 1913 год, время заката славы героев дикого Запада, да и жанр вестерна уже практически исчерпал себя, после фильмов Леоне мало что осталось несказанным в этом жанре, но Пекинпа сумел. Фильм имеет схожий сюжет с предыдущим фильмом (но снят ранее). Постаревшая шайка бандитов решает уйти на покой, но вместо этого оказывается замешанной в событиях мексиканской революции. Начало фильма - с ограблением банка и финал - с грандиозной перестрелкой в стане мексиканского генерала - сняты очень мощно, даже по меркам сегодняшнего дня. Револьверов уже мало, пулемет давай! Мочилово по полной. Фильм идет почти два с половиной часа и это действительно достойный вестерн.

Теренс Янг.
1971 г. "Красное солнце" ("Soleil rouge").
Очевидно дабы внести немного свежей крови в жанр вестерна в этот фильм добавили самурайские мотивы. Как поведет себя самурай на диком Западе, где проблемы решаются не мечами а револьверами? В ролях звезды первой величины со всего света - Чарльз Бронсон, Урсула Андресс (первая "девушка" Бонда), Тосиро Мифунэ, Ален Делон. В целом фильм получился органичным, с хорошей игрой актеров и занимательным сюжетом. Длится почти два часа, лавров не снискал, но посмотреть его приятно.

Клинт Иствуд.
1992 г. "Непрощенный" ("Unforgiven").
Клинт Иствуд сыграл во стольких вестернах, что решил снять так сказать окончательный вестерн, в то время, когда про этот жанр стали прочно забывать. И это ему удалось (чего стоят только 4 Оскара, включая за лучший фильм и лучшего режиссера). В разговорах по ходу фильма постоянно развенчиваются мифы о великих стрелках дикого Запада, но как бы в противовес этому, финальная перестрелка действительно впечатляет, настолько естественно (я бы сказал натуралистично) это снято. Весь фильм, довольно тягучий (реверанс Серджио Леоне) течет к этой фееричной развязке. Это, как кажется - жирная точка на жанре вестернов. В ролях - сам Клинт Иствуд, Джин Хэкмен, Морган Фриман и сыграно на отличном уровне. Фильм действительно стоит своих полученных наград.

Джон Хиллкоут.
2005 г. "Предложение" ("The Proposition").
Что можно нового снять после "Непрошенного"? Меня этот фильм скорее заинтересовал своим автором сценария и композитором - это мною любимый и уважаемый Ник Кейв. И что там наснимали австралийцы? Они сняли австралийский вестерн, в котором индейцы заменены на австралийских аборигенов, а все остальное осталось тем же. Снято жестко и натуралистично, как и полагается фильмам XXI-го века. Не шедевр, но вполне себе фильмец, вполне можно уделить время на его просмотр.

Джеймс Мэнголд.
2007 г. "Поезд на Юму" ("3:10 to Yuma").
А вот и современный американский вестерн снятый в виде многобюджетного блокбастера, с такими узнаваемыми лицами как Рассел Кроу и Кристиан Бэйл. И надо сказать, получилось весьма не плохо! Хотя главные герои уже берут не игрой, а скорей "фактурой", но смотрятся весьма органично. Снято жестко, скачки, перестрелки - на высшем уровне, все это к XXI-му веку научились ставить безукоризненно. Добротный, проработанный сюжет. Так что 2 часа отличного зрелища. Да и оценка на IMDb весьма высока - 7,9 балла.

Прежде чем рассказать о новейшем вестерне, снятом самими братьями Коэн, о фильме послужившим прототипом.

Генри Хэтэуэй.
1969 г. "Настоящее мужество" ("True Grit").
Джон Уэйн получил Оскара за роль в этом фильме, и заслужено. Здесь он несколько не похож на себя, больше уделяя внимания именно игре, а не вылезая только за счет харизмы и пожалуй здесь выглядит наиболее убедительно (по крайней мере из фильмов где я его видел). Главная героиня тоже смотрится хорошо, но все таки, по сюжету ей лет на 8 меньше, чем она выглядит. История интересная - о девочке мстящей за убийство своего отца. Красивые натурные съемки (я смотрел в HD-качестве), правда не поймешь какое там время года - то весна с зеленью, то осень с желтой листовой. Захватывающий финал, правда излишне драматизированный (Станиславский сказал бы - "не верю!"). В целом очень добротный вестерн.

Итэн и Джоэл Коэн.
2010 г. "Железная хватка" ("True Grit").
Коэны почти точно повторили сюжет но довели его до полного совершенства. Мелкие шероховатости сценария оригинального фильма здесь полностью "зачищены" и придраться не к чему. Диалоги стали более внятными (хотя может дело еще и в переводе). Финал оставили прежним, но он уже не столь театрален, так что можно и поверить в такое. Джефф Бриджес - если и не переиграл Уэйна, то сыграл так, как надо. Героиню теперь играет 13-ти летняя девочка, что гораздо правдоподобнее сюжету, чем в предыдущем фильме. Также засветился Мэтт Дэймон - но его сходу и не узнаешь, сыграл, как и все, очень хорошо. Вообще - Коэны просто сняли идеальный вестерн, это не "окончательный" вестерн как у Иствуда, это просто вестерн сыгранный как по нотам. Все сделано на высшем уровне, придраться просто не к чему. И главное, что этому фильму веришь, а старые вестерны часто воспринимаются как сказки о дальнем Западе. Фильм номинировался на 10 Оскаров, но ничего не получил... Однако это уже многое говорит об уровне этого фильма.

Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments