paul_egorov (paul_egorov) wrote,
paul_egorov
paul_egorov

Category:

Нацистская тема в кино.

Стэнли Крамер, "Нюрнбергский процесс" ("Judgment at Nuremberg"), 1961 г.
Фильм с неожиданно серьезным подходом к вопросам нацизма. В нем рассказывается не о Нюрнбергском трибунале на котором судили главарей 3-его Рейха, а о более поздних судах над более мелкими нацистскими преступниками (в данном случае - над судьями-нацистами). И вопрос встал так - а виноваты ли судьи, если они судили по законам своей страны (хотя сами законы - были людоедские)? И даже шире - если в законодательстве самих США есть не менее людоедские статьи, никто же не думает судить судий за то, что они действуют в рамках права, так в чем же вина судий-нацистов? При этом обстановка к концу 40-х радикально менялась и западные союзники уже не горели активностью осуждать нацистов. Но простой судья из американской глубинки все таки настоял на приоритете индивидуальной ответственности - если ты действуешь по людоедским законам, то сам становишься людоедом, ты должен это понимать и поступать согласно велению совести - уйти в сторону или стать преступником, выполняя преступные законы.
Фильм черно-белый, идет 3 часа, судебные баталии очень живые, игра актеров на высоте, так что смотрится с интересом. Еще раз отмечу глубину раскрытия темы нацизма, очень мало найдется фильмов, где столь сложным вопросам уделяется столь пристальное внимание.

Лукино Висконти, "Гибель богов" ("La caduta degli dei"), 1969 г.
В отличие от фильма Крамера фильм Висконти меня мало задел. Наверное слишком далеки от обычного зрителя проблемы верхушки немецкой буржуазии в период становления нацизма. Интриги, заговоры, убийства - все это принято среди подобной публики и без нацизма, и фильмы про акул американского крупного бизнеса, поедающих друг друга с тем же аппетитом, будут и поинтересней. Фильм цветной, идет около 3-х часов, несколько скучноватый, хотя к концу фильма все пороки элиты выставлены на показ - от педофильства и гомосексуализма до кровосмешения.

Лилиана Кавани, "Ночной портье" ("Il Portiere Di Notte"), 1974 г.
Для своего времени это был просто шокирующий фильм о садомазохистской любви бывшей заключенной концлагеря и бывшего нациста. По нынешним временам ничего уж вызывающего в фильме нет, есть несколько откровенных сцен, но сейчас такие сцены стали обыденностью. Сама Кавани говорила, что это фильм вообще про любовь, просто любовь бывает и такой - с болью, кровью и насилием. Интересно, что главных героев фильма играют артисты игравших главных героев и в "Гибели богов". Сцена, где героиня танцует перед нацистами в одних брюках и подтяжках действительно производит впечатление, и на мой взгляд - это уже можно отнести к так называемому "эксплуатационному" кинематографу, когда черная форма и свастика, вместе с обнаженным телом используют как замануху для фильма, который часто не имеет под собой ничего кроме этой свастики и этого голого тела (хотя к фильму Кавани это не относится, это отнюдь не фильм-однодневка, а фактически классика кино).

Тинто Брасс, "Салон Китти" ("Salon Kitty"), 1976 г.
Тинто Брасс умеет вписать эротику и порнографию в исторический контекст (особенно это хорошо удалось в "Калигуле"). К тому же, кроме голозадой массовки, он приглашает на главные роли не плохих актеров (Хельмут Бергер играл главную роль и в "Гибели богов"), так что его фильмы стоят куда выше дешевой порнушки. Нацизм в этой ленте изображен весьма гротескно (есть "вульгарный марксизм", а это очевидно "вульгарный нацизм"). Тема черной эсэсовской формы, свастики и голых тел эксплуатируется по полной. По своему, это уже эксплуатационное кино (наци-эксплотэйшн), хотя еще так скажем "высокобюджетное" и вполне мастерски снятое.

Дон Эдмондс, "Ильза - волчица СС" ("Ilsa, She Wolf of the SS"), 1975 г.
И пример абсолютно чистого наци-эксплотэйшн кинематографа, фактически хрестоматийного. Привел имя режиссера, хотя не знаю зачем это сделал, режиссура в фильме на уровне первокурсника ГИТИСа. А вот игры актеров нет даже на уровне художественной самодеятельности (может кроме главной героини, в которой есть некоторая харизма, да и смотрится она со своими шикарными формами в эсэсовской форме впечатляюще). Постановка настолько беспомощная, что местами становится просто смешно (как и при просмотре "шедевра" Эд Вуда "План 9 из космоса"). Зато в фильме море крови, насилия, секса и извращений. Но смотреть их по большей части просто противно. Нужно ли смотреть такие фильмы? Один надо посмотреть обязательно, чтобы так сказать иметь минимальную точку отсчета, для оценки других фильмов.

Григорий Александров, "Скворец и лира", 1974 г.
На IMDB рейтинг "Ильза - волчица СС" - 5,2, а есть фильм про войну и с рейтингом 2,1! Это "Скворец и лира" Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли. Фильм снят в 1974 году но не вышел на экраны в связи "с низкой художественной ценностью". На мой взгляд рейтинг уж слишком занижен, конечно семидесяти двух летняя Орлова играющая юную советскую разведчицу не сравнится с Дианой Торн (и 5-ым размером ее бюстгальтера) игравшей Ильзу, но в целом в этом фильме хотя бы есть актеры и они играют - вяло, но вполне в духе Станиславского. Сюжет, конечно, дебильный, но в то время не мало идеологически правильных фильмов с еще более дебильными сюжетами активно выходили на экран. Очевидно цензоры не пропустили фильм из-за совершенно идиотского показа работы советских разведчиков - по заданию партии ставших в ФРГ миллионерами, баронами, вошедшими в высшие круги западного бизнеса, что бы выяснить главную буржуинскую тайну - оказывается Западные страны все время были врагами СССР! До этого никто об этом не догадывался... Конечно Орлову в этом фильме откровенно жалко, этакий печальный финал нашей блистательной актрисы.

Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments